DEFAULT 

Проблемы сознания в психологии реферат

Эмма 3 comments

В связи с этим в западной психологии далеко не всегда проводится различие между понятиями психики и сознания. Типы диагностических методик. Шпет погибли в лагерях, а З. Процессы и виды памяти. Сознание, по Выготскому, взаимодействует с ситуацией не непосредственно, а через другое лицо.

Проблеме самосознания уделяется много исследований С. Рубин-штейн, Б. Ананьев, Л. Божович и др. Чеснокова, Е. Шороховасвязи самосознания с познанием других людей А. Бодалев, И. Кон, В. Столин и др.

Реферат: Проблема сознания в психологии

Роджерс, А. Два месяца спустя она умерла от саркомы брюшных желез. Потому что сама мысль об этом случае для него, как для врача, мучительна, и цензура старательно помогает ему, чтобы нежелательное воспоминание не попало в его сознание. Но так ли уж необходимо осмысливать эти данные с точки зрения фрейдистской теории? Что они когда-нибудь всплывут в памяти. Кроме того воспроизведение информации, содержащейся в памяти, - это процесс, требующий как определенных усилий, так и соблюдение некой стратегии; что же касается неприятных воспоминаний, то некоторые зачастую предпочитают не только не тратить силы, но и игнорируют какой бы то ни было стратегический план.

Понятие сознания — реферат

Таким образом, мы можем объяснить искажения, связанные с изобразительностью памяти, не упоминая о строгом цензоре, которого рисовал в своем воображении Фрейд. Кроме того, в целом ряде исследований ученые пытались получить ответ на вопрос о том, что помнят люди о травмирующих событиях, реально произошедших в их жизни, но в полученных результатах не было и намека на механизм вытеснения.

Правда некоторые из участников исследований сохранили лишь обрывочные воспоминания о произошедших с ними несчастьях, но мы знаем множество примеров, когда люди хорошо помнят, причем в мелких подробностях, те беды, которые им довелось пережить, в том числе изнасилование, похищение детей, заключение в концентрационный лагерь и так далее. Изучая работу цензуры, Фрейд обращается к сновидениям. Когда человек спит, спит и его цензура.

В сознании, тем не менее, остаются какие-то впечатления от увиденных снов, которые часто после пробуждения кажутся запутанными и абсурдными. Раз человек видит сны, то это не случайно. Что-то они должны означать, сновидение должно иметь какой-нибудь смысл. И если человек плохо их помнит, то это тоже не случайно. Фрейд увидел в этом головоломку, которую хотел решить, а заодно надеялся с помощью анализа сновидений подобрать ключ к пониманию процессов, протекающих в сознании.

Фрейд полагал, что сон дает человеку отдохновение, восстанавливая самые лучшие для него условия жизни. Поэтому мы время от времени возвращаемся в состояние, в котором находились до появления на свет, то есть во внутриутробное существование.

Мы создаем, по крайней мере, совершенно аналогичные условия, которые были тогда: тепло, темно и ничто не раздражает. Некоторые проблемы сознания в психологии реферат сворачиваются в клубочек и принимают во сне такое же положение тела, как в утробе матери. Нам мешают спать, говорит Фрейд, не только внешние обстоятельства, но и внутренние. Если, допустить, человеку очень хочется пить, то одно это желание может его разбудить. Сновидение имитирует исполнение желания и, тем самым, продлевает человеку сон.

Вот, например, двухлетний мальчик подарил своему дяде корзину свежих вишен, отведав лишь несколько штук, - наутро он просыпается с радостным сообщением, что он съел все вишни во сне. Однообразное и скудное питание во время зимовки во льдах побуждает полярников видеть сны с пиршественно накрытыми столами.

Молодой замужней женщине снится, что у нее наступили месячные, - по мнению Фрейда, очевидно, что в этом сновидении реализуется ее желание не забеременеть. Конечно, мы очень упрощенно рассмотрели подход Фрейда к сновидениям. Однако пока на этом остановимся и перейдем к теоретической конструкции, созданной Фрейдом. Содержание Я дано нам непосредственно, проблемы сознания в психологии реферат ОНО проявляется в сновидениях и в других отклонениях от нормального состояния сознания, СВЕРХ-Я задает установки для работы цензуры, следы от которой мы как раз и можем изучать в ошибках, забывании и так далее.

Схема обладает определенной завершенностью и логической стройностью. Но в то же время ее нельзя экспериментально доказать.

Методы эмпирического исследования анализ ошибок, сновидений и пр. Действительно, в исследованиях Фрейда опыт всегда интерпретировался в созданных им теоретических понятиях и потому не мог — даже при желании, коего на самом деле никогда не бывает у создателя теории, - эти понятия опровергнуть.

Вернемся к анализу сновидений и посмотрим, куда непроверяемость постепенно занесла Фрейда. Четырехлетняя девочка, в связи с серьезным заболеванием впервые привезенная из деревни в город, ночует у своей тетки в большой — для нее чересчур большой — кровати. Проблемы сознания в психологии реферат следующее утро она рассказала виденный ею сон, будто кровать была ей слишком мала, так что ей не хватало места. Величина кровати слишком подчеркивала маленькой гостье ее собственную величин; поэтому она во сне исправила неприятное ей соотношение и сделалась такой большой, что кровать оказалась для нее слишком маленькой.

Пока все выглядит убедительно. Вполне можно поверить, что в сновидениях иногда встречается имитация исполнения желания, причем в зашифрованном, замаскированном виде, чтобы неприятное впечатление, связанное с желанием, не помешало сну. Но вот новый опыт. Пациентке Фрейда приснилось, что ее единственная летняя дочь умерла и лежит перед нею в большой коробке. Фрейд объясняет ей этот сон, и она соглашается с тем, что сновидение соответствует ее желанию, правда, с оговоркой: не сегодняшнему, проблемы сознания в психологии реферат летней давности.

Она в свое время не очень обрадовалась беременности и не раз ловила себя на желании, чтобы ребенок родился мертвым; однажды, после ссоры с мужем, она в припадке бешенства даже стала колотить себя по животу, чтобы убить ребенка. Сновидение, добавляет Фрейд, - это замаскированное исполнение вытесненных ранее из сознания желаний.

Люди попавшие в тяжелую катастрофу столкновение поездов и т. Такие больные, однако, в своих сновидениях постоянно возвращаются в ситуацию катастрофы и даже просыпаются с новым испугом. Что же — и это доклад функции теории имитация осуществления вытесненного желания?

Только очень специфического желания — стремление к смерти. Человек не знает о таком проблемы сознания в психологии реферат желании? Неудивительно, это вытесненное желание, которое человек не осознает, то есть желание нашего бессознательного.

Проблемы сознания в психологии реферат 6439

Можно объяснить, откуда возникает такое странное желание. Наши влечения, желания — это лишь стремление к восстановлению какого-либо прежнего состояния. Поэтому для живого естественно стремление возвратиться к неживому.

Проблема сознания в психологии

Но в конце концов все живое умирает, и можно сказать, что целью психологии реферат жизни является смерть. Впрочем, не все в живом организме стремится к смерти, к разрушению, к разъединению. Зародышевые клетки, наоборот, устремление к жизни, к соединению. Они, по мнению Фрейда, противодействуют умиранию живой субстанции и достигают того, что нам может показаться потенциальным бессмертием, в то время как это, вероятно, обозначает лишь удлинение пути к смерти.

Аналогично и в психике человека, наряду с влечением к смерти, наблюдается влечение к жизни, к слиянию, к развитию — сексуальные влечения. И эти влечения в полнее могут быть также не известны нашему сознанию, как и влечение к смерти. Сновидения щедро сообщают нам о таких стремлениях человека, но, разумеется, чаще в замаскированном виде, потому что сами эти желания, как социально неприемлемые, вытесняются субъектом.

Для правильного толкования Фрейд предлагает расшифровку типичных сексуальных символов сновидений. Все продолговатые предметы в сновидениях палка, зонт, пилка для психологии реферат, трость, нож и даже женская сумочка подразумевают мужской половой орган; коробки, ящики, шкафы и другие полые предметы соответствуют половой сфере женщины.

В этом сновидении узкий двор, поднимающийся в гору, - для аналитика означает влагалище, и дальше в том же духе. Фрейд постоянно подчеркивает, что строит свою концепцию по образцу естественных наук, а потому открыт к восприятию нового опыта. Это ужасное проблемы сознания в психологии реферат превалировало в течение ряда лет, и мне так и не удалось внести ясность в этот вопрос.

Я ученый по необходимости, а не по призванию. Павлов, - может только с большим или меньшим блеском и интуицией гадать о внутренних состояниях человека. Фрейда подвергали серьезной критике не только за его убеждения, но и за те методы, при помощи которых он пытался их отстаивать. Сегодня большинство ученых сходится во мнении, что кушетку психоаналитика нельзя рассматривать как источник объективных фактов и, что многие теоретические выкладки Фрейда весьма расплывчаты и метафоричны, поэтому опрос об их корректности до сих пор остается открытым.

Фрейд проявлял непростительную для ученого тенденциозность, что неминуемо вело к искажению получаемой информации, он искал данные, которые подтверждали ли бы его теорию, и отбрасывал все, что шло с ней вразрез. И тем не менее многие психологи и сегодня придерживаются мнения о том, что, несмотря на эти серьезные изъяны, Зигмунд Фрейд все равно остается одной из наиболее значительных фигур в психологии.

Вклад Фрейда в психологию имеет особую ценность — ведь он первым ясно увидел, что мы не знаем самих себя, что мы не хозяева собственных душ. Выготский заложил основы современной отечественной психологии проблемы сознания на многие годы определил направления психологических исследований. Он затронул важнейшие, фундаментальные проблемы психологии. Одно из таких понятий — сознание. Он выбрал в качестве основания психологии философию марксизма. Сама по себе эта идея в тоталитарном государстве с марксизмом в качестве официальной идеологии не была слишком неожиданной.

Выготский очень дорого заплатил за свой выбор. Вспоминает Б. Его обвиняли в том, что он не марксист, хотя он был настоящим марксистом. Он тяжело переживал, что его не понимают. И фактически он убил. Выготский взахлеб читал К. Маркса еще по психологии сны и их нелегальных изданиях, до того как марксизм стал официальной идеологией. Выготский размышлял так: сознание — это идеальное отражение объективной реальности, а значит, всегда какое-то удвоение реальности.

Он искал слова: реакция на собственную реакцию, рефлекс рефлексов, переживание переживаний, эхо. Леонтьев — ученик Выготского — решил, что этого уже достаточно, и создал на этой основе собственную концепцию, которую назвал теорией деятельности. Итак, повторяет Леонтьев, именно труд создает человека вместе с его сознанием. Эта представленность и есть то таинственное субъективное ощущение, которое мы называем осознанием.

Вот, мол, в чем состоит тайна сознания. Однако Леонтьевне заметил проблемы.

Темы для курсовых работ по переводоведению11 %
Творческий процесс в социальной работе реферат83 %

При осуществлении любой деятельности, корректируемой по каналу обратной связи, необходимо изначальное представление о желаемом результате — как иначе организм или даже котел парового отопления узнает, что он уже достиг желаемого?

Маркс ошибся: архитектор не отличается от пчелы предварительно продуманной целью — пчеле эта цель генетически задана. Другое дело, что архитектор обладает возможностью выбора.

Пчела строит только соты, а архитектор может спроектировать и гнездо, и дворец, и стадион, и баню. Выготский, видимо, понимая это, искал новую идею. Психическую деятельность, утверждал он, следует рассматривать именно как деятельность, как совершение определенных операций. Специфика психической деятельности, по Выготскому, состоит в том что ее объектами и орудиями выступают не предметы, а их заместители — знаки.

  • Сознание неизменно выступало в психологии как нечто внеположеное, лишь как условие протекания психических процессов.
  • Все это связано со сферой человеческого сознания.
  • Леонтьеву последователь Выготского принадлежит гипотеза о происхождении сознания.
  • Но сам мозг человека и вообще его природные способности — продукт исторического развития.
  • Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир; на более позднем этапе предметам сознания становится также и деятельность, осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта.
  • Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом, оно производится.

Значение есть только одна из зон того проблемы сознания в психологии реферат, который приобретает слово в контексте какой-либо речи, и притом зона наиболее устойчивая, унифицированная и точная. Изменение смысла мы могли установить как основной фактор при семантическом анализе речи. Реальное значение слова неконстантно. В одной операции слово выступает с одни значением, в другой приобретает другое значение… Слово, взятое в отдельности в лексиконе, имеет только одно значение. Здание смысла — это нечто размытое, а в живой речи реализуется камень этого неопределенного здания — значения… Понять сказанное Выготским трудно, поскольку текст противоречив.

Я готов предположить, что Выготский хотел сказать следующее: у каждого слова существует много закрепленных в социальном опыте значений, а в речи приобретается только одно из них — сделанный выбор и определяет смысл этого слова. Представление о сознании как удвоении ставит еще одну проблему.

Сознание не может быть полным дубликатом реальности, так как это бессмысленно и не. Об этом говорит П. И это парадоксально! Сам Выготский рассуждает. Сознание человека, в полном согласии с Марксом, - это продукт общественного развития. Поэтому социальное выступает как еще одна причина удвоения реальности.

Сознание, по Выготскому, взаимодействует с ситуацией не непосредственно, а через другое лицо. Любимый пример Выготского, поясняющий эту его идею и экспериментально изученный А. Приведенный пример, однако, показывает невозможность разгадки на пути, предложенным Выготским.

В противном случае, проблемы сознания в психологии реферат и что он будет завязывать после интериоризации? Процесс перехода внешней деятельности во внутреннюю реален, его можно показать в эксперименте. На этой идее можно построить систему эффективных педагогических приемов что предлагал сам Выготский в дефектологии и успешно делали его ученики в других областях. Но нельзя с помощью этого процесса объяснить наличие внутреннего мира, то есть возникновение сознания. Но сам мозг человека и вообще его природные способности — продукт исторического развития.

В процессе становления человека отчетливо выступает основной закон исторического развития человеческого сознания. Становление человеческого сознания и всех специфических особенностей человеческой психики, как и становление человека в целом, было длительным процессом, органически связанным с развитием трудовой деятельности. Возникновение трудовой деятельности, основанной на употребление орудий и первоначальном разделении труда, коренным образом изменило отношение человека к природе.

Если древние предки человека, напрочь лишенные сознания, смогли создать неведомые в животном мире социальные отношения, смогли в совершенно в бессознательном состоянии начать трудиться или, тем более, беседовать друг с другом, то что им мешало продолжать свою бессознательную социальную жизнь? Зачем им потом понадобилось сознание? И проблемы сознания в психологии реферат они могли его создать, если изначально его не было?

Доклад пещера шульган процессы оказывают огромное влияние на сознание, но они не могут его породить. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни.

Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

проблемы сознания в психологии реферат Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития С этим законом связана гипотеза Л. Виды и функции речи. Эмоции как отношение человека к действительности переживания. Психологическая характеристика чувств. Свойства чувств. Характеристика уровней психической регуляции поведения и деятельности: произвольный, непроизвольный и волевой.

Темперамент как динамическая характеристика поведения человека. Свойства темперамента. Развитие представлений о способностях в отечественной психологии б. Теплов. Рубинштейн. Платонов. Основные теоретические ориентации в социальной психологии, предмет и методы. Понятие общения в социальной психологии.

Структура, этапы, типы и функции общения. Социально-психологические характеристики личности.

Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир; на более позднем этапе предметам сознания становится также и деятельность, осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Характеристики сознания: 1. Развитие и воспитание воли. Речь — это основная форма сознания людей, которая представляет собой исторически сложившийся способ общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, то есть посредством языка. Первым является собственная практическая деятельность человека, а вторым — общение, в процессе которого происходит интериоризация личностью системы социальных взаимосвязей.

Стратегии поведения личности в конфликтных ситуациях. Проблема лидерства и руководства в социальной психологии. Понятие о больших социальных группах. Виды больших групп. Понятие учебной деятельности и ее структура. Проанализировать научную литературу проблемы сознания в психологии реферат проблеме сознания. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме соотношения сознательного и проблемы сознания в психологии реферат.

Методом исследования является метод теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования. Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека. Сущность сознания состоит в отражении объективно существующего материального мира.

Свойство отражения присуще всей материи органической и неорганической. Юнг: сознание лишено собственной психологической специфики — его единственный признак состоит в том, что благодаря сознанию перед индивидом предстают различные явления, составляющие содержание конкретных психологических функций сознание — сцена, освещенная прожектором Трудности и ограничения изучения сознания в интроспективной психологии.

Леонтьев по Гиппенрейтер Особенности психики человека, отличающиеся от психики животного, возникли в процессе антропогенеза и культурной истории человечества и были непосредственно связаны с переходом человека с биологического на социальный путь развития.

[TRANSLIT]

К порождению сознания приводят: 1. Проблема внимания в психологии. Проблема метода в психологии Лекция. Проблема сознания в различных направлениях психологии. Проблема наблюдения в психологии. Добавить в избранное необходима регистрация. Содержание Проблема предмета психологии. Методология и методы исследования в психологии.

Основные этапы представлений о предмете психологии. Как пишет Л. Только очень специфического желания — стремление к смерти. Первым является собственная практическая деятельность человека, а вторым — общение, в процессе которого происходит интериоризация личностью системы социальных взаимосвязей. Метод — интроспекция.

Общенаучные методы исследования. Методология исследования.

1415957

Типы диагностических методик. Развитие психики в процессе эволюции животного мира. Структура сознания по А. Современная классификация неосознаваемых явлений. Неосознаваемые побудители сознательных действий. Методы неосознаваемых явлений в психоанализе.

Психологическая теория деятельности в отечественой психологии. Понятие действия. Виды действий по С. Общая характеристика. Закономерности ощущений. Понятие порога в классической психофизике. Развитие восприятия и деятельность.

Проблемы сознания в психологии реферат 7936

Основные подходы к изучению восприятия в зарубежной психологии. Основные подходы к изучению памяти в зарубежной психологии. Основные факты и закономерности памяти.

Память и деятельность.