DEFAULT 

Эстетическое отношение человека к миру реферат

Велимир 0 comments

Эстетическое отношение человека к действительности, его сущность, возникновение, анализ разнообразных подходов к решению этой проблемы. Ежов В. Анаит Артуровна Арутюнян. Объективность эстетического. Но спектакль, исполняемый артистами на сцене, — это уже художественное, ставшее искусством. Столович, семиотический подход может иметь определенное значение для понимания структуры эстетических ценностей и эстетического к ним отношения. В таком случае значимость объекта как бы обогащается содержанием и характером действий субъекта эстетического отношения.

Искусство взаимодействует не только с чувствами, но и с интеллектом, с интуицией человека. Художественные произведения — это способ не только наслаждения в плане эстетики, но это также источник знания. Через художественные произведения уточняются определенные жизненные аспекты. Поэтому главная функция искусства — это его синтетическая миссия, которая обеспечивает целое восприятие мира.

А это возможно при интегрировании познавательных, этических, эстетических и других частей духа человека. Бучило Н. Введение в философию. Гусев Д. Грибакин, Ю. Ершов, В. Кемеров и др. Ермакова Е. Жукоцкий В. Часть I. Ильин В. История философии: Запад-Россия-Восток.

Эстетическое отношение к миру не является рациональной конструкцией, оно легко "подключается" к различным духовным образованием и эксплуатируется ими - к утопическому сознанию, мифуидеологии. Основные эстетические ценности - прекрасное, возвышенное, трагическое - становятся основой эстетической оценки окружающего. Тем самым, будучи осознанными, эстетические ценности начинают выполнять функцию исходных принципов эстетического отношения к действительности - становятся эстетическими категориями.

Эстетические категории как и категории этики ведут "двойное" существование. Они являются теми "очками", сквозь которые субъект эстетического отношения смотрит на мир, переживает его, оценивает; одновременно эстетические категории прекрасного, безобразного, возвышенного, низменного, трагического, комического являются объектом исследования особой науки - эстетики.

Одной из главных модификаций эстетического в классической эстетике, на протяжении многих столетий составлявшей предмет эксплицитной эстетики, является категория прекрасного.

эстетическое отношение человека к миру реферат

Эстетическое отношение человека к миру реферат 7189

Она наиболее полно характеризует традиционные эстетические ценности, выражает одну из основных и наиболее распространенных форм неутилитарных вращение земли вокруг солнца отношений, вызывающих в субъекте эстетическое наслаждение и комплекс вербально-смысловых образований в семантических полях совершенства, оптимального духовно-материального бытия, гармонии идеальной и миру сфер, идеала и идеализации и т.

Наряду с благом и истиной прекрасное — одно из древнейших этно-социо-исторически детерминированных понятий культуры, богословия, философской мысли. Прежде всего очевидно, что сегодня можно с достаточной долей вероятности разграничить понятия прекрасного и красоты.

Художественные произведения являются не только источником эстетического наслаждения, но и источником знания: через них узнаются, реферат в памяти, уточняются существенные стороны жизни, человеческие характеры межличностные отношения людей. Поэтому основной функцией искусства является его синтетическая миссия, обеспечивающая целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссоздание мира, которое возможно только при условии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех других моментов человеческого духа.

Таким образом, эстетическое сознание и его высшая человека — искусство — являются необходимейшей частью общественного сознания, обеспечивающей его целостность и мобильность, его поисковую направленность в будущее, его нравственно-психологическую устойчивость в настоящем. Однако искусство обеспечивает не только здоровье общества, но и многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность.

Итак, синтезирующая миссия искусства проявляется и на уровне отдельной, личности, скрепляя воедино все ее духовные силы, и на уровне каждого данного этапа общественного развития, обеспечивая целостное самовыражение народа, и на уровне эстетическое отношение связи поколений, выражая единство поступательного реферат культуры.

Искусство и эстетическое отношение человека к действительности. Уже в мифологических текстах обнаруживаются размышления о красоте. Первоначально эстетика была частью философии и космогонии пифагорейцызатем сливается с этикой Сократ.

Эстетическое отношение человека к миру реферат 5593478

Кант обосновал положение о том, что эстетика изучает миру в искусстве и выступает критикой эстетической способности человека формировать суждения. Белинский считал, что эстетика рассматривает эстетическое отношение человека человека действительности. Предмет эстетики в процессе реферат развития чувственности претерпевал существенных изменений. Уже древние греки понимали всепроникающий характер человеческого неравнодушия, прослеживая в ней огромную ценность.

Мир они понимали как одушевленный материально-чувственный космос с присущими ему гармоничной, соразмерной жизненностью, ритмической оформленность, что составляет величественную и целесообразную в себе, красивую целостность.

Соответственно, предметный мир в нем каждый раз представляет собой нераздельное единство идеи вещи и ее материальной структуры. Содержательный и материальный способы жизненности образуют гармоничную целостность вещи, единство ее сущности и проявления. Именно на этом основании правомерно, как считает О. Лосев, утверждать, что вся античная философия, в конце концов, есть не что иное, как эстетика. Человеческая деятельность, в частности художественное формирование, рассматривались реферат подражание мимесис красоты космического целого, призванного не нарушать общей гармонии мирового целого.

Кроме этого, любое формирования виделось и стоял формированием на основе красоты, поэтому техническое и эстетическое начала в нем существуют органической целостностью в отличие от современной цивилизации, где названы сферы разошлись между. Ее предметом изучения выступают признаки искусства как одного из видов духовной культуры, содержание и структура художественной культуры и место в ней искусства, возникновение искусства и эстетическое отношение исторические типы, основные понятия и закономерности искусства.

Первый этап теоретической эстетики начинается в античности и завершается первым столетием Нового времени У1. ХУШ. Первый этап был наиболее длительным.

Unsupported Browser

Античность У1. Средневековье У - ХУ1 вв. Возрождение Х1У - ХУ1 вв. Второй этап истории эстетики ХУШ — сер.

Это взаимодействие эффективно реализуется в вопросах исследования психологии творческого процесса создания художественных ценностей,анализа самих произведений искусства, процесса их эстетического восприятия реципиентом зрителем, слушателем, читателем. Особую интенсивность процессы интеграции современной эстетики с культурологией, искусствоведением, социологией, психологией, философией приобрели в последнем столетии.

Х1Х вв. Третий этап с сер. Х1Х. На этапе перехода от мифологического сознания к рефлексивной и в последующем периоде эстетика сосредоточивает основное внимание на выяснении вопроса о соотношении идеи и материи. Эта проблема стоит смысловым центром исследовательского интереса. Проблемы красоты определяются важной составляющей античной философии, осмысливает красоту как онтологическую качество мира.

Другой важной проблемой, которая исследовала направленность философии в русло эстетической проблематики, стала проблема искусства, именно в Древней Греции начала выделяться в особый предмет исследовательского внимания по двум причинам. Утверждаясь опытом переживания в образах искусства, предметы неравнодушия возникают единством внутренней жизненности целесообразных в себе форм и опыта переживающего отношение к ним единство идеи и образа.

Это исследование влияния искусства на чувства воспринимающего субъекта и формирование их совершенства содержанием совершенных произведений искусства. В сутки античности появился ряд понятий, которые были определяющими для эстетики и в дальнейшем.

Это понятие архетип греч. Указанные фундаментальные идеи античной философии относительно чувственной красоты мира, красоты духа, воплощенного в художественных феноменах, идея переживающего отношение к красоте заложили фундамент для дальнейшей разработки названного круга проблем, впоследствии образовали сферу эстетического как особой отрасли философского знания. Центральные проблемы философии античности не потеряли актуальности. Менялись характер понимания истоков и источников красоты, роли искусства в духовном опыте и ценности переживающего отношение к миру.

Красота видится не эстетическое отношение человека к миру реферат постоянным, а подвижным, иерархическим, ее совершенство росла следующим образом: от реферат дар мавзуи красоты предметного мира к духовному миру, а от него — к Абсолюта, Бога.

Структурные закономерности универсума оказываются как эстетические принципы. Это целостность, единство, ритм, соразмерность, гармония, пропорция. Красота искусства также основывается на этих принципах. В Средневековье на основе идеи красоты впервые сформулирован критерий художественности искусства. Чем выше ступень красоты в произведении искусства и чем видповидниший характер ее проявления, тем выше ценность произведения.

Ценность искусства определяется его влиянием на чувства — эмоциональную сферу и эстетические суждения, эстетическое отношение человека к миру реферат с чувством удовольствия или неудовольствия. Итак, идеи относительно прекрасного, искусства как чувственного воплощения идеи красоты, переживание красоты и ее особенностей углублялись в направлении роста ценности духовного начала.

Красота, так же как и во время античности, осталась центральной проблемой философии, дает основания рассматривать ведущий характер проблемы прекрасного, ведь другие философские проблемы основываются на ней как восходящей.

В эпоху Средневековья предметом центральной проблемой эстетики возникает духовно личностный абсолют, поэтому она отражает не телесно-чувственную данность красоты мира, а определенный внетелесный, духовный смысл. Как таковой он может быть чувственными средствами отражен лишь приблизительно, то есть символически "Поэтому проблема символа приобретает в средневековой эстетике ведущего характера.

Символические художественные формы призваны чувственно воспринимаемыми средствами отображать сверхчувствительные духовные идеи.

Эстетическое отношение человека к миру реферат 2352

Углубляет внимание к проблемам красоты, меняя акценты в ее понимании. Олицетворением красоты возникает творческая человеческая личность. По необходимости определения природного совершенства человека распространяется практика измерения параметров красоты: пропорция, гармония, мера.

Ежов В. Наиболее тесно эстетика взаимосвязана с искусством и выступает методологией для искусствоведческих дисциплин. Эстетические чувства в полном смысле обусловлены духовным становлением человека как личности. Бергсон, X.

Эстетическое сознание Возрождения характеризуется живописностью, поскольку ритм, пропорции принадлежат уже не к пластичности космоса, а прежде всего, к субъективной оптической видимости. В эпоху Возрождения художественное мышление сосредоточивает внимание на поисках законов человеческого восприятия и переживания явлений реального мира.

В основу ценности искусства положен характер его восприятия, а именно — угол удовольствия или неудовольствия, то есть принципы, выработанные еще в эпоху Средневековья, но конкретизированы учитывая изменение представлений о назначении искусства.

Имела особое значение для создания круга проблем новой науки о чувственную культуру. В эту эпоху исследовали природу человеческой способности суждения как духовное качество субъекта неравнодушия, сущность и диалектику объективного и субъективного в содержании категории прекрасного.

Центральной, рядом с прекрасным, в эту эпоху рассматривают категорию "гармония", что позволяет раскрыть характеристики природы, искусства, духовного мира человека в диалектике эмоционального и рационального, объективного и субъективного.

История эстетической мысли начинается с осознания особого ценностного качества мира, человека и плодов его деятельности, которое фиксировалось в образах мифологического сознания. Вопреки распространенным представлениям, эстетическое отношение человека к миру не было с самого начала самостоятельной формой духовной деятельности. Оно складывалось в длительном процессе развития и совершенствования общественной практики и общественного сознания, будучи первоначально всего лишь гранью самого древнего, не расчлененного еще типа сознания, который можно определить как синкретическую форму ценностной ориентации.

Судя по самым разнообразным данным — археологическим, этнографическим, искусствоведческим, историко-лингвистическим, — эстетическое отношение человека к миру реферат архаическая форма общественного сознания включала в себя в диффузном виде элементы нравственного, религиозного, эстетического характера, которые значительно позднее обособятся друг от друга и получат сравнительно автономное существование.

Изначально же синкретическая форма ценностной ориентации улавливала в самом общем виде положительное и отрицательное значение для первобытного коллектива тех предметов и явлений действительности и тех собственных действий человека, которые играли наиболее существенную роль в его практической жизнедеятельности — в трудовом процессе и в процессе социальной консолидации.

Подобная точка зрения сохранилась и на более поздних этапах развития эстетическое отношение человека к миру реферат. Такая оценка выражает удовлетворение от сделанного, включающее и зарождавшееся эстетическое чувство, но имевшее гораздо более широкий и разносторонний смысл.

Например, в мифе американских индейцев о Белом и Темном, изложенном в классическом исследовании Э. Тэйлора о первобытной культуре, солнечный бог Иускега выступает и как носитель всего полезного для человека: он научил людей добывать огонь, охотиться, выращивать хлеб, и как носитель добра, и как вызывающее восхищение воплощение прекрасного, а лунное божество Аатаентсик олицетворяет все вредоносное для людей, смертельное, злое и уродливое.

Аналогично аксиологическое содержание мифов других народов, населяющих самые разные районы земного шара: индусов, бушменов, эскимосов Вспомним также, что в мифологии древних греков Аполлон совмещал множество различных функций, в их числе и функцию эстетическую.

Но и более того: в детстве каждого из нас, как и в детстве всего человечества, ценностное осмысление окружающего мира еще не отслоилось от эстетическое отношение человека к миру реферат познания и от проектирования силою воображения мира несуществующего — оттого-то детское сознание в обеих масштабных ситуациях оперирует не абстрактно-логическими конструкциями, а художественными образами в детстве человечества — мифологическими, в детстве отдельного человека — сказочными.

Отголоски подобного понимания сохранились и поныне. Однако в ходе развития культуры — и культуры человечества, и культуры каждого человека — ощущение положительного или отрицательного ценностного значения расслаивалось и осознавались специфические черты нравственной ценности, религиозной ценности, политической ценности, эстетической ценности, художественной ценности; соответственно начинала осознаваться возможность расхождения разных аспектов значения одного и того же предмета, явления, действия — вещь может быть, как выяснялось, полезной, но некрасивой, также как красивой, но бесполезной; манеры человека — изящными, а его поступки — подлыми; сам он — некрасивым, но благородным или очень красивым, но безнравственным; посланцем дьявола в облике обнаженной красавицы и посвятившим себя служению Богу калекой-уродцем можно вспомнить, как подобные противоречия запечатлевались в эстетическое отношение человека к миру реферат — в средневековой живописи на мифологические темы, в контрастных образах королей и шутов у Д.

Вместе с тем процесс осознания отличия красоты от пользы, добра, священности, истинности был связан с пониманием того, что в каверина елена анатольевна диссертация сферах бытия и культуры красота проявляется особенным образом: например, красота архитектурного сооружения имеет совершенно иную структуру, чем красота горного ландшафта, красота звездного неба совсем не похожа на красоту человеческого тела, а красота создаваемой ремеслом вещи — на красоту растения или животного — потому-то природные формы, попадая в искусство, радикально изменялись, как это можно увидеть в облике капителей древнеегипетских и греческих храмов, в растительных и зооморфных орнаментах у всех народов земного шара, в фольклорных изображениях растений, животных, человека Но уже пифагорейцы, а вслед за ними Платон стали искать те черты красоты, которые являются общими, инвариантными для всех ее конкретных и бесконечно разнообразных проявлений, желая понять, что представляет собой красота как таковая.

  • В истории культуры эта его сфера издавна и по сей день привлекает внимание целого спектра научных дисциплин, так и называющихся искусствоведческими.
  • Так, В.
  • Эстетика делится на философскую эстетику и на искусствознание.
  • Общими являются закономерности строения формы скажем, симметрия или асимметрия и т.
  • В сутки античности появился ряд понятий, которые были определяющими для эстетики и в дальнейшем.
  • И та, и другая сферы духовной жизни человека сохраняют свою специфику.
  • Предмет и становление эстетики Эстетика "эстетическое" в понимании В.

Подобная постановка вопроса и оказалась собственно философской, ибо цель ее не выявление специфических приемов деятельности людей, стремящихся создавать красивые формы в той или иной области деятельности или же человека наслаждаться ими в той или иной области искусства, практической жизни, общения с природой, но постижение самой сущности красоты, в каких бы конкретных формах она ни проявлялась.

Дальнейший ход развития культуры привел к тому, что потребность познания сущности красоты заставляла обращаться к помощи разных наук, каждая из которых открывала какую-то сторону ее сложного, многогранного существования, функционирования и развития: так в XIX. Но хотя все эти подходы выявляют, и часто весьма успешно, разные грани целостного бытия, функционирования и развития эстетических ценностей, они неспособны, по самой их научной природе, осуществить целостный анализ эстетического как такового; между тем, потребность в таком анализе сохраняется в культуре, а удовлетворить ее способен только философский подход, философский уровень обобщения, который и свойствен эстетике в собственном и точном смысле этого понятия.

Перед современной эстетикой возникла в этой связи важная и чрезвычайно интересная проблема строения эстетосферы культуры и закономерностей ее исторического развития — проблема, решение которой доступно только философскому на нее взгляду. Аналогично в методологическом отношении сложился эстетический подход к изучению искусства. Ряд авторов полагают, что эстетика изучает только искусство как наиболее эстетическое отношение выражение идеи прекрасного, хотя на самом деле это не совсем. В истории культуры эта его сфера издавна и по сей день привлекает внимание целого спектра научных дисциплин, так и называющихся искусствоведческими.

Каждая из них изучает определенный вид искусства реферат, музыку, театр и все другие или целую группу искусств — изобразительные, сценические и т.

Теоретическое изучение каждой конкретной ветви художественно-творческой деятельности непосредственно соприкасается с государственное планирование доклад искусства эстетикой, и нередко, как уже отмечалось, последняя развивалась в недрах теории отдельных искусств.

Ганслика, ибо коренное отличие эстетической теории, которое и придает ей философский характер, состоит в том, что предметом ее рассмотрения является целостное бытие искусства в культуре, то есть сама сущность миру деятельности и вытекающие из нее дифференцирующие силы, превращающие искусство в мир искусств реферат морфологии искусства.

Точно так же, как эстетосфера культуры становилась предметом изучения разных конкретных наук, и художественная деятельность входила в поле зрения широкого круга наук, поскольку они находили в искусстве проявление изучающихся ими сил и процессов; при этом оказывался возможным двоякий масштаб исследования — видовой, ограничивавший психологию искусства, социологию реферат, семиотику искусства каким-то одним видом художественного творчества, и общеэстетический, то есть предполагающий рассмотрение данных свойств и процессов во всех искусствах.

А это означает, что осмыслению подлежат здесь не произведения искусства сами по себе, и не психология творчества данного художника, или мастеров данного вида искусства, или вообще Художника, и не социальная детерминация его творчества, и не причудливая история восприятия, оценки и переоценки его произведений и т.

20 НЕРЕАЛЬНЫХ способов ПОНЯТЬ СОБЕСЕДНИКА, используя ЯЗЫК ТЕЛА

Особое место и специфические функции искусства в культуре обусловливают взаимоотношения наук, изучающих культуру и искусство. Место эстетического отношения в системе взаимодействия человека с окружающим миром. Человек вступает в различные по своему характеру отношения с окружающим миром, другими людьми.

Среди наиболее важных и постоянных отношений можно выделить, как минимум, следующие. Ценность характеризует объект по отношению к субъекту в смысле его значимости для этого субъекта. В таком случае значимость объекта как бы обогащается содержанием и характером действий субъекта эстетического отношения. Мир ценностей выступает как мир культуры в самом широком смысле слова. Эстетическое отношение человека к действительности складывалось в недрах ценностного сознания.

Его статус не гносеологический, а аксиологический, что означает прекрасное, человек это звучит и т. Поскольку субъектная позиция, как мы помним, представляет каждого субъекта в его особенностях, отличающих его не только от объектов его эстетическое, но и от всех других субъектов, то есть раскрывающая его уникальность — идет ли речь об индивидуальном субъекте или совокупном нации, сословии, классе, политической партии отношение человека профессиональном коллективе и т.

миру реферат

Эстетическое отношение человека к миру реферат 42468

Разумеется, между истиной и ценностью существуют разнопланные взаимодействия, но о бщими для знаний и ценностных позиций является:.

Их принципиальное различие, различие их модальности, состоит в том, что одна есть отражение межобъектных отношений, а другая — отношений объекта и субъекта, потому истина остается истиной общезначимой, тогда как ценности релятивны, обусловлены специфическим для каждого субъекта кругом его интересов, взглядов, воззрений и устремлений субъектом может здесь быть и конкретный индивид, и та или иная социальная группа, и совокупный субъект самого крупного масштаба — человечество.

По этой причине история ценностного сознания человечества существенно отличается от истории его познавательной деятельности: ее развитие кумулятивно накопительноа развитие эстетического сознания и всех форм идеологии протекает в противоборстве ценностных позиций разных субъектов, и современных друг другу, и друг друга сменяющих, что приводит к постоянной переоценке ценностей.

Потому и проблема объективности имеет разный смысл в гносеологии и в аксиологии: объективность истины определяется мерой соответствия знания объекту, а объективность ценности — мерой соответствия ценностных суждений индивида ценностным позициям совокупного социокультурного субъекта: так, теорема Пифагора истинна для всего человечества, а оценка красоты человека, утверждавшаяся пифагорейцами, была истинной для греков классической эпохи, переставала быть таковой в эпоху эллинизма эстетическое отношение человека к миру реферат объявлялась ложной в Средние века.

В нашей философской литературе эстетическое отношение человека к миру реферат деятельность изучена очень хорошо, глубоко и обстоятельно, то деятельность ценностно-ориентационная до сих пор не стала предметом специального и серьезного теоретического исследования, оттого сама сущность ценности и ценностного отношения трактуется весьма и весьма различно.

Особенностью ценности как таковой и всех ее разновидностей — нравственной, эстетической, религиозной, политической, художественной — состоит в том, что она есть значение объекта для субъекта. Поэтому неправомерно распространенное не только среди бухгалтеров, но и среди не слишком строго рассуждающих философов понятие "материальные ценности" — материальным может быть носитель ценности, но не она сама, ибо она есть значение данного предмета для субъекта; неправомерно распространенное отнесение к классу ценностей и гласно бытующей с XVIII.

Именно к этому последнему преимущественно и относится эстетическое отношение человека к действительности: Следует заметить, что в самом процессе функционирования эстетического, можно обнаружить моменты и практического, и познавательного видов отношений, однако сущностной характеристикой данного отношения все же является аксиологическая или ценностная направленность этого отношения.

Как возникло эстетическое отношение человека к действительности? Вокруг этого вопроса велись, а нередко и теперь еще продолжаются весьма оживленные споры.

Эстетическое отношение.

Одной из точек зрения на эту проблему является религиознаякоторая саму способность человека к наслаждению красотой рассматривает как божий дар, полученный человеком от Бога вместе с бессмертной душой. Начиная с XIX столетия, широкое хождение имеет также биологическая концепция происхождения прекрасного, в рамках которой красота, эстетическое чувство рассматриваются как дар природы, как естественное свойство живого существа.

Здесь пионером стал Ч. Правда, во втором издании своего труда Дарвин, как отметил еще Г.

Доклад на тему родной город москваКурсовая работа по архитектурной физикеНевербальные особенности делового общения доклад
Карл великий курсовая работаПроизводственная практика отчет транспортная компанияСудейские жесты в баскетболе реферат

Плеханов, счел необходимым сделать уточняющую оговорку: у цивилизованного человека эстетические ощущения тесно ассоциируются с его понятиями и идеями; однако это замечание не изменило существа провозглашенного им биологического происхождения эстетического чувства. Еще Ч.