DEFAULT 

Курсовая работа на тему развитие памяти младших школьников

rentrage 2 comments

Объект исследования : процесс развития памяти младших школьников. Проверка от последнего слова к первому. Изучение памяти школьников разного уровня успеваемости. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между какими-либо из них и некоторой системой условных знаков. Теоретическое исследование темперамента младших школьников и уровня развития памяти понятие, процессы, виды. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов. Сначала нужно брать короткие слова, а затем уже использовать сложные случаи, когда буква или рисунки предметов находятся над, под за, перед, с другими буквами, когда предмет на рисунке можно назвать разными словами.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть нечто иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретенный в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям в жизни.

Дипломная работа учет и аудит денежных средствРеферат учет капитального строительства
Виды производственной структуры предприятия рефератКурсовая работа по механике
Срочно заказать дипломную работу в екатеринбургеРеферат органическая химия в медицине
Реферат критерии научного знанияРеферат предмет бухгалтерского учета

Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться, так как- то, что он приобретает, не с чем было бы сравнить, оно бы безвозвратно утрачивалось. Память можно определить как психический, физиологический и культурный процесс, выполняющий в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по структуре, и сходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Мир меняется быстрее, чем мы способны заметить, особенно в области производства и трансляции знаний. Диссонанс между увеличением объёма знаний и способностью человека их обрабатывать требует адекватного ответа со стороны системы образования.

8231843

К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются не продуктивными. Проблемой развития памяти занимались с древности: великий мыслитель-философ Аристотель, отечественный физиолог И. Павлов, советские психологи Н. Добрынина, А.

Смирнова, С. Рубинштейн, А. Леонтьев и в настоящий момент проблема памяти продолжает волновать умы известнейших психологов мира. Объект исследования: организация учебно-воспитательного процесса в работе по развитию памяти младших школьников. Цель: показать, что обучение продуктивному запоминанию, является средством развития памяти младших школьников.

Курсовая работа: Развитие памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории

Диагностика памяти детей младшего школьного возраста. Методики диагностики особенностей памяти младших школьников. Критерии и уровни развития памяти у младших школьников. Методы и приемы ее развития. Основные принципы организации игры.

Средства обучения, обеспечивающие развитие памяти младших школьников на уроках английского языка. Общие условия успешного запоминания. Понятие и виды памяти. Основные теории памяти. Специфика ее формирования в младшем школьном возрасте. Приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала.

Развитие памяти детей младшего школьного возраста

Проблемы развития памяти младших школьников в научно-педагогической литературе. Задания для основной части урока подбираются с учетом их направленности на соответствующие познавательные процессы и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта применяется многократное выполнение заданий одного типа. С целью предотвращения снижения интереса учащихся к повторению однотипных заданий нужно стремиться обеспечить разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохранить единство их внутренней направленности.

Задача заключительной части урока состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий.

Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос: чем же мы занимались и чему научились на данном уроке.

Существенными особенностями занятий с младшими школьниками должно являться включение игровых, соревновательных элементов, поддержание доброжелательной, заинтересованной атмосферы, организация коллективной работы, налаживание сотрудничества с детьми. Это позволяет проводить занятия на высоком познавательном уровне, поддерживать деловую и в то же время свободную атмосферу. Прежде чем использовать приемы и виды деятельности по коррекции и развитию памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории, важно владеть психологически комфортной обстановкой на уроках, атмосферой психологической защищенности ребенка и учителя.

Все конфликтные ситуации обучающиеся решают между собой, по возможности без специального посредничества учителя, в случае необходимости конфликт может обсуждаться в классе, но ответственность за его разрешение несут участники конфликта. Таким образом, изживается ябедничество, апелляция к взрослому в детских ссорах. Запрещено только то, что может повредить другому человеку, обидеть его, травмировать или помешать ученикам из других классов.

Например, не следует кричать, потому что рядом идут уроки, потому что у твоих одноклассников и учителя может заболеть голова от шума и крика. Во-вторых, кроме предъявленных ученикам правил, психологическая защищенность на уроках обеспечивается активным участием детей в организации деятельности на уроке. Что удивило? Как вы это узнали? На уроках русского языка сочетаются и чередуются разные виды деятельности, развивающие память младших школьников с нарушением интеллекта, поэтому ученики не устают и не скучают.

Игровые формы на уроках русского языка, способствующие развитию памяти, снимают, предупреждают опасения детей, обеспечивают их уверенность в себе, стимулируют активность. Прыгает и бегает, когда это требуется по роли, он делится с детьми своими чувствами: личностно открыт для курсовая работа на тему развитие памяти младших школьников.

Показателем произвольности служат приемы запоминания. Сначала основным приемом запоминания является многократное прочитывание всего материала.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи : 1. Мучником и В. Баженова К 5. Мюллером совместно с Ф.

Затем обучающиеся начинают чередовать прочитывание с произведением. Важнейшим приемом осмысленного запоминания является деление текста на смысловые части. Членение на части обучающиеся используют при заучивании больших стихотворений, но часто допускают ошибку, разбивая стихотворение не по строфам, а по строкам.

Пути осмысливания запоминаемого различны. Так, для удержания в памяти какого-то текста, например, сказки, рассказа, большое значение имеет составление плана.

  • Организация и этапы опытно-экспериментальной работы…………………………………………………………………….
  • Работа включает таблицы 3 , иллюстрирована рисункам 2.
  • Многие теории и в настоящее время остаются на уровне гипотез.
  • В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи : 1.
  • Азарова, Е.
  • Приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала в младшем школьном возрасте.

Обучающимся первого класса доступно и полезно составлять план в виде последовательного ряда картин. На какие части можно разделить рассказ? Учителю в каждом конкретном случае нужно подсказывать младшим школьникам, каким образом разумнее заучивать тот или иной материал.

Нельзя думать, что всю тонкую и кропотливую работу можно свести к отдельным несложным приемам, обладающим магической силой решать педагогические проблемы. Успеха в развитии памяти достигнут те педагоги, которые сумеют пробудить у младших школьников интерес к учебе, к занятиям, стремлению к постоянному совершенствованию.

Обучающиеся объясняют, осознают содержание текста, орфографически проговаривают слова, объясняют написания. Зрительный диктант.

Развитие памяти младших школьников

Текст, предназначенный для записи, прочитывается самими учащимися. Учитель записывает его на доске. Ученики внимательно вчитываются в текст, всматриваются в орфограммы, распознают слова на изучаемое правило. Можно эти правила повторить при зрительной подготовке к записи текста. Текст закрывается. Затем учитель диктует. После записи ученики сами проверяют написанное. Письмо по памяти проводят с целью закрепления слов с орфограммами, запоминание которых основано на зрительном восприятии.

Оно требует тщательной подготовки. Они заучивают наизусть текст в несколько строк можно стихотворный или прозаическийобъясняет все орфограммы, знаки препинания, запоминают слова на еще не изученные правила если есть в тексте. Заранее подготовленный текст самостоятельно записывается учащимися. После записи проводится проверка, дети сличают текст с написанным на доске.

Предупредительный диктант. Методика его проведения состоит в том, что учитель читает текст по предложениям. Ученик проговаривает слова и объясняет, как их написать. Слова и части слов, которые объяснялись, подчеркиваются. Можно одновременно финансовые мировой экономики доклад текст на доске и в тетради. При этом виде работы учащиеся воспринимают текст на слух, выделяют трудные слова в орфографическом отношении, решают, как их надо писать.

Ошибки предупреждаются до записи текста. Восстановленный диктант. Ученики выписывают из продиктованного текста определенные грамматические категории глаголы, имена существительные и др. Его впервые предложила Федоренко. Цель — совершенствование памяти, без чего невозможно развитие орфографических навыков школьников. Учитель читает предложение один раз, а во время паузы между предложениями учащиеся записывают то, что запомнили.

Здесь важно точное воспроизведение, а не количество записанных слов. Младшим школьникам очень трудно запомнить правила русского языка. И для того, чтобы не обременить их ненужной зубрежкой, эффективным является упражнение — запоминалки курсовая работа на тему развитие памяти младших школьников эти правила. Дети заинтересовываются ими и запоминают непроизвольно. Какие звуки мы можем услышать? Что они обозначают? Минуты две, три дети вслушиваются в тишину, затем учитель предлагает сделать глубокий вдох, выдох, спокойно открыть глаза и вернуться к общей работе.

Дети рассказывают, кто что слышал и как это понял, и тут обнаруживается, что последовательность и громкость, интенсивность звуков они запоминают по-разному.

Это упражнение позволяет понизить порог слышимости громко говорящие дети не воспринимают тихий голос и готовит учеников к интерпретации длительной аудиозаписи [29. Большое внимание нужно уделить решению кроссвордов, ребусов, шарад, исходя из того, что перебор вариантов в процессе отгадывания помогает устанавливать связи между словами, что влияет на освоение орфографии, словообразования и морфемики. Младших школьников следует специально учить разгадыванию ребусов. Так как здесь необходимо умение удерживать в памяти части слова, одновременно осуществляя перебор вариантов.

Сначала нужно брать короткие слова, а затем уже использовать сложные случаи, когда буква или рисунки предметов находятся над, под за, перед, с другими буквами, когда предмет на рисунке можно назвать разными словами. Также, с целью развития памяти на уроках русского языка подходят задания на придумывание предложения на каждую картинку, чтения стихотворения, отгадывания загадки на каждую картинку.

Продуктивному развитию памяти младших школьников на уроках языковой теории способствует проведение анализа звучащей речи, работа со схемами и таблицами.

В ходе данной работы ребята уже не только охотно слушают, но и переживают, и запоминают услышанное. Формирование слуховой и зрительной зоркости начинается с периода обучения грамоте, где сначала важно христианство и философия слуховой зоркости вниманию, памятиа затем зрительной. Еще в первом классе ученик должен на слух различать гласные и согласные звуки. Сначала на слух звуками, а затем зрительно — буквами.

Ключом для выработки орфографической зоркости является умение различать безударные гласные, звонкие и глухие согласные в корне слова. И таких результатов учитель добивается благодаря развитию всех видов памяти, не делая акцент на каком-то одном из данных видов зрительном, курсовая работа на тему развитие памяти младших школьников или двигательном. Целесообразно использовать отрывки из стихотворений, скороговорки, поговорки, благодаря которым закрепляется правильное произношение звуков, отрабатывается дикция, развивается голосовой аппарат, темп речи.

Так как память обнаруживает ряд особенностей, то в целом её формирование и развитие зависит от общего развития видовой дифференциации памяти. Поэтому наиболее эффективно повысить продуктивность запоминания, можно синтезируя разные виды памяти, в частности слуховую, зрительную и двигательную. Для комплексного сочетания разных видов памяти с учетом индивидуальных различий эффективным является использование при чтении звукового ориентира: живой голос учителя, магнитофон, при котором младшие школьники водят пальчиком за указкой учителя, а позднее — по строкам книг.

И понимают смысл и рисуют зрительные образы [30. Можно использовать пение, которое очень любят младшие школьники. Так как во время пения глаза опережают на слова звучащий текст. Во время исполнения припева обучающиеся могут выполнять упражнения учебной гимнастики: рисовать в воздухе большие восьмерки правой, левой, двумя руками. Такое упражнение устраняет путанее букв при чтении и письме, улучшает координацию и центровку тела. Синтезирующим разные типы памяти является метод коллективного сочинения с одновременным изображением.

Здесь обучающиеся одновременно заняты в трех видах деятельности: наблюдение, рисование и рассказывание. При таком приеме обучающим показывают иллюстрацию и спрашивают, о чем будет текст, потом проверяют, как оправдались предположения.

После этого учитель снова читает текст, вместе с детьми, рассказывая руками. Эффективному развитию памяти младших школьников способствует коррекционная работа по индивидуальным карточкам — заданиям. Таким образом, рассмотрев теоретические основы развития памяти младших школьников в процессе изучения курсовая работа на тему развитие памяти младших школьников теории, мы пришли к выводам:. Память — это мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение и извлечение информации.

Любое проявление памяти требует, прежде всего, запоминания, то есть сохранения воспринятой информации, в течение какого-то промежутка времени, что можно определить в случае попытки его узнавания, которое возникает при повторении воздействия на человека.

А воспроизведение — это извлечение из хранилищ памяти без непосредственного повторного воздействия. Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления.

Курсовая работа на тему развитие памяти младших школьников 1934

В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

Развитие творческих способностей младших школьников

Условиями развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории являются: использование наглядности при развитии процессов памяти младших школьников; обучение рациональным приемам осмысленного заучивания, упражнениям, ориентированным на повышение продуктивности запоминания; уделять внимание решению кроссвордов, ребусов, шарад, исходя из того, что перебор вариантов в процессе отгадывания помогает устанавливать связи между словами, что влияет на освоение орфографии, словообразования и морфемики; формирование у младших школьников опосредованного запоминания, т.

Следующая глава будет посвящена экспериментальной работе по развитию памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории.

Курсовая работа на тему развитие памяти младших школьников 2125

В эксперименте приняли участие учащиеся 4 класса в количестве 10 человек. Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.

А воспроизведение — это извлечение из хранилищ памяти без непосредственного повторного воздействия. Скрипкин, И. Для этого проводиться следующая работа над предложениями словами : Предложение, записанное на доске, прочитывается вслух учителем, для осознания смысла детьми.

Быстрота - отличается у разных людей, её можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти. Точность - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался ребенок, а также в припоминании содержания информации. На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и памяти младших количественных показателей были выделены три уровня развития памяти у младших школьников: низкий, средний и высокий.

Высокий уровень - быстрое заучивание с незначительным количеством ошибок в среднем 0,6—0,7 ошибки. Для учащихся характерно стремление к активному поиску приемов, облегчающих тему, и использование их: 1 воспроизведение материала в том порядке, в каком он предъявлялся, 2 повторение, 3 припоминание, 4 пересказывание единиц материала, 5 проговаривание и т. Средний уровень - простейшие мнемические приемы: повторение, проговаривание.

Однако эти испытуемые не всегда стремятся к точности запоминания, не проявляют усилия воли, поэтому часто допускают ошибки. Низкий уровень - с большим трудом запоминают бессвязный материал, у них не проявляется установка на запоминание. У большинства школьников отсутствует поиск и применение способов, облегчающих запоминание, они пассивны и почти безразличны к результату запоминания.

У них очень медленно образуются связи и дефференцировка в материале, которые все равно являются непрочными. Поэтому сам процесс заучивания осуществляется медленно и развитие относительно большим количеством ошибок.

С целью определения уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста мы использовали методики:. Экспериментальный материал — 15 карточек, на каждой из которых изображён один предмет. Кроме изображения предмета, на каждой карточке в курсовая работа верхнем углу написано двузначное число.

Перед началом исследования карточки располагаются на щите в случайном порядке и закрываются листом бумаги. Участвующим в исследовании выдаётся инструкция следующего типа, в которой говорится о том, что будет проводится опыт на умение классифицировать предметы по общим признакам. Задача испытуемого состоит в том, чтобы расклассифицировать предметы по группам и записать их в этом порядке, ставя в начале группы её название.

Особенности и условия развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории. Опытно-экспериментальная работа по диагностике памяти.

Экскурсия-помощник развития памяти младших школьников. Рекомендации по экскурсионному обслуживанию младших школьников связанных с деятельностью памяти. Экскурсионное обслуживание детей младшего школьного возраста.

Влияние экскурсий на развитие памяти. Курсовая работа на тему развитие памяти младших школьников основы развития образной памяти у младших школьников. Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе. Проектирование рабочей тетради "Запоминайка" по развитию образной памяти у учащихся. Общее понятие о памяти, ее физиологическая основа и виды. Возрастные особенности памяти младших школьников.

Успешность обучения ребенка в школе игра сериал рецензии настоящий момент напрямую зависит от развития памяти. Петровский, В.

1594195

Давыдов и другие указывали, что период детства является возрастом первоначального развития познавательных процессов, обеспечивающих эффективность обучения и успешность в деятельности. Например, Л. По мнению Ж. Пиаже, важнейшей предпосылкой полноценного развития мышления и речи является развитие сенсорики и памяти ребенка. Волкова и С. Шаховская, в свою очередь, утверждают, что степень развития речи зависит от уровня развития памяти ребенка, а уровень развития памяти зависит от степени сформированности речи.

Изучением важных особенностей развития памяти занимались многие психологи и педагоги разного времени. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцеккерсобравшие достаточный эмпирический материал, предоставивший возможность определить целый ряд базовых терминов в теории развития памяти. Особенности запоминания в младшем школьном возрасте изучались А. Смирновым, П.

Зинченко, А. Леонтьевым и другими отечественными специалистами в этой области. Несмотря на то, что память считается одним из наиболее разработанных курсовая работа на тему развитие памяти младших школьников психологии, на данный момент сохраняется много аспектов, требующих дальнейшего изучения, в том числе в связи с информатизацией общества, повышением роли интерактивных технологий.

Актуальными также являются вопросы функционирования памяти в процессе обучения и развития ребенка, особенно младшего школьного возраста. Предположительно, память младших школьников может развиваться по-разному в зависимости от использования в школе новых информационных технологий.