DEFAULT 

Очерк о даре мосс рецензия

Игнатий 1 comments

Ван Оссенбрюгген, который является не только теоретиком, но и замечательным наблюдателем, живущим в самом месте наблюдения, обратил внимание на еще одну черту этих институтов. Индейские племена северо-запада Америки обладают теми же самыми институтами, только более радикальными, более четко выраженными. Из наблюдений над некоторыми меланезийскими и полинезийскими народами вырисовывается весьма четкий облик порядка дарения. По поводу хау, духа вещей и, в частности, духа леса и живущей в нем дичи, Тамати Ранаипири, один из лучших информаторов Элсдона Беста среди маори, совершенно случайно и неожиданно дает нам ключ к решению проблемы. Три обязанности Обязанность давать.

Иначе говоря, условия совершенно аналогичны тем, которые господствуют в нашем собственном обществе: если бы мы пожелали, чтобы нам оплатили все наши займы, то обнаружилось бы, что в действительности денег для их оплаты никоим образом недостаточно. Необходимо понять, что индеец, приглашающий всех своих друзей и соседей на большой потлач, где на первый взгляд растрачиваются результаты труда многих лет, преследует две цели, которые мы не можем не признать разумными и достойными похвалы.

Первая цель - оплатить свои долги.

Марсель Мосс «Эссе о даре»

Это совершается публично, с большими церемониями и в манере нотариального акта. Другая цель состоит в таком размещении плодов своего труда, чтобы извлечь наибольшую выгоду как для себя, так и для своих детей.

  • Они промышляют больше морской и речной рыбной ловлей, чем охотой, у них нет земледелия.
  • Это - сравнительное изучение экономических и юридических норм обмена, а также вопроса о существовании некой силы, заключенной в даримой вещи, которая заставляет делать ответный дар и придает импульс всей циркуляции даров.
  • Хау — дух вещи, то есть дух таонга.
  • Произведение Марселя Мосса посвящено, главным образом, изучению того, каким образом, благодаря обмену материальными объектами между группами людей выстраиваются межличностные отношения между членами этих групп.
  • Мосс отмечает ограниченную применимость многих правовых и экономических понятий для анализа архаического общества.
  • Более того, эта обязательность выражается мифологическим, воображаемым или, если угодно, символическим и коллективным способом: она принимает форму интереса к обмененным вещам.

Те, кто получает подарки на этом празднике, получают их как займы, которые они используют очерк о даре мосс рецензия своих теперешних предприятиях, но по прошествии нескольких лет они должны вернуть их с выгодой для дарителя или его наследника. Стало быть, потлач в конечном счете рассматривается индейцами как способ обеспечить благосостояние своих детей в случае, если они оставят их сиротами в юном возрасте.

Исправив термины "долг", "оплата", "погашение", "заем", и заменив их терминами "сделанные подарки" и "ответные подарки", мы получаем достаточно точное представление о функционировании в потлаче понятия "кредит". Как мы видели, дары циркулируют вместе с уверенностью, что они будут возмещены, мосс в качестве "гарантии" силу даваемой вещи, которая сама есть эта "гарантия". Но в любом обществе природа дара обязывает к определенному сроку.

Из самого определения явствует, что совместная трапеза, раздача кавы, уносимый талисман не могут быть возвращены немедленно. Необходимо "время", чтобы осуществить любую ответную поставку. Понятие срока, таким образом, логически присутствует, когда речь идет даре нанесении визитов, брачных договорах, союзах, заключении мира, прибытии на регулярные игры и бои, участии в тех или иных праздниках, оказании взаимных ритуальных и почетных услуг, "проявлениях взаимного уважения".

Эти проявления обмениваются наряду с вещами и становятся все более многочисленными и дорогостоящими по мере того, как общества становятся богаче.

Современная экономическая и юридическая историография полна заблуждений в этом вопросе. Например, Кук утверждает: "В первобытных обществах понимают только режим непосредственного обмена, в передовых обществах практикуется продажа за наличные. Продажа в кредит характеризует высшую фазу цивилизации; она появляется вначале в искаженной форме очерк сочетание продажи за наличные и займа".

рецензия

Но нигде моральное и религиозное основание такого принуждения не выражено более явно, чем в Полинезии. Анализ обмена в архаических обществах дополнен у Мосса изучением акта дара в истории римского, индийского, германского и китайского права. Представителям хайда говорят: "Вы будете последними среди вождей, потому что вы не способны выбросить в море медные пластины, как это сделал великий вождь". Во всех своих предприятиях индеец полагается на помощь своих друзей. Существуют и другие выражения той же идеи превосходства дарителя над принимающим дар, в частности понятие о том, что последний - нечто вроде раба, покуда он себя не выкупил тогда "имя плохое", говорят хайда.

На самом же деле отправной пункт это дар, сложный феномен, который юристы и экономисты оставляют в стороне. Он с необходимостью порождает понятие кредита. Именно из системы подарков, даваемых и получаемых через какой-то срок, выросли непосредственный обмен через упрощение, сближение ранее разделенных сроковпокупка и продажа в рассрочку и за наличные, а также заем.

По-видимому, даже сами слова "обмен" и "продажа" чужды языку индейцев. Весьма значительна роль, которую в соглашениях индейцев играет понятие чести. Именно здесь индивидуальный престиж вождя и престиж его клана не связаны так тесно с расходами и точным ростовщическим расчетом при очерк о даре мосс рецензия принятых даров, с тем, чтобы превратить в должников тех, кто сделал вас должниками.

Потребление и разрушение при этом действительно не знают границ. В некоторых видах потлача от человека требуется истратить все, что у него есть, и ничего не оставлять. Тот, кому предстоит быть самым богатым, должен быть самым безумным расточителем. Принцип антагонизма и соперничества составляет основу. Политический статус индивидов в братствах и кланах, ранги разного рода достигаются "войной имуществ" так же, как и войной, удачей, наследованием, союзом или браком.

Но все рассматривается так, как если бы это была только "борьба богатств". Существуют, напр. Их теряют в потлаче, как теряют на войне, в игре, на скачках, в борьбе. В ряде случаев их даже не дарят и не возмещают, а просто разрушают, не стремясь создавать даже видимость желания получить что-либо обратно. Сжигают целые ящики рыбьего жира, сжигают дома и огромное множество одеял, разбивают самые дорогие медные изделия, выбрасывают их в водоемы, чтобы подавить, унизить соперника.

Таким образом обеспечивают продвижение по социальной лестнице не только самого себя, но также и своей семьи. Такова, стало быть, правовая и экономическая система, в которой тратятся и перемещаются значительные богатства. Если угодно, можно назвать эти перемещения обменом или даже коммерцией, продажей, очерк о даре мосс рецензия это коммерция благородная, проникнутая этикетом и великодушием. Во всяком случае, когда она осуществляется в другом духе, с целью непосредственного получения прибыли, она становится объектом подчеркнутого презрения.

Отдавать - уже значит разрушать. Часть ритуалов дарения включает разрушения. Например, ритуал выплаты очерк о даре мосс рецензия, или как называет его Боас, "выплаты брачного долга", содержит церемонию, которая называется "топить лодку".

Иногда это церемония символическая. Но иногда поездки на потлач включают реальное разрушение лодок прибывших после усердной помощи при выгрузке всего, что в них. Затем при отъезде гостям отдаются лучшие лодки. Но разрушение в собственном смысле составляет, по-видимому, высшую форму траты. Ее называют "убивать собственность". Поэтому мы ограничимся несколькими замечаниями.

Во всех обществах северо-восточной Сибири и у эскимосов западной Аляски, так же как и v эскимосов азиатского берега Берингова пролива, потлач воздействует не только на людей, соперничающих в щедрости, не только на вещи, которые они передают друг другу или потребляют во время потлача, не только на души умерших, которые на нем присутствуют, участвуют в нем или имя которых носят люди; он воздействует также и на природу.

Очерк о даре мосс рецензия 6616

Обмен подарками между людьми, name-sakes [люди, названные в честь кого-либо], тезки духов, побуждают духов мертвых, богов, вещи, животных. Обмен подарками создает большие богатства, объясняют. Они выходят обычно за пределы зимних поселений. Это воздействие на природу очень четко прослежено очерк о даре мосс рецензия одном та последних трудов об эскимосах.

Эта часть шеста выступает за пределы церемониального шатра, ось реферат исполнительная власть пмр он образует. Он приводится в движение изнутри шатра с помощью другого колеса, и его вращают очерк о даре мосс рецензия направлении движения солнца.

Невозможно лучше выразить тесную взаимосвязь всех этих. Она очевидна также у чукчей и коряков крайнего северо-востока Сибири. У тех и других существует потлач. Остатки праздничного жертвоприношения выбрасываются в море или рассеиваются по ветру; они возвращаются в родные края и уносят с собой убитую за год дичь, которая вернется в следующем году. Йохельсон упоминает праздники того же рода у коряков, за исключением праздника кита, но он не присутствовал на. У коряков система жертвоприношения весьма развита.

Известно, что этот обычай распространен в Европе. Взаимоотношения этих договоров и обменов между людьми, с одной стороны, и между людьми и богами — с другой, проясняют целую область теории жертвоприношения. Мы прекрасно понимаем их главным образом в тех обществах, где эти договорные и экономические ритуалы. Фактически они действуют только в качестве представителей духов, ибо тогда эти обмены и договоры вовлекают в свой круговорот не только людей и вещи, но и более или менее тесно связанные с ними священные существа.

Это в полной мере относится к потлачу тлинкитов, к одному из двух видов потлача у хайда и к потлачу у эскимосов. Эволюция шла естественно. Одной из первых групп существ, с которыми людям пришлось вступать в договоры и которые по природе своей были призваны участвовать в договорах, оказались духи мертвых и боги. В самом деле, именно они являются подлинными собственниками вещей и благ мира. Именно с ними было необходимее всего обмениваться и опаснее всего не обмениваться.

Но в то же время обмен с ними был наиболее легким ри надежным. Точный смысл и цель жертвенного уничтожения — служить даром, который обязательно будет возмещен. Все формы потлача северо-запада Америки и северо-востока Азии знакомы с этой темой уничтожения.

Марсель Мосс. Дар

Предают смерти рабов, жгут драгоценный жир, выбрасывают в море медные изделия и даже сжигают дома вождей не только для того, чтобы продемонстрировать власть, богатство, бескорыстие, но и для того, чтобы принести в жертву духам и богам, в действительности смешиваемым с их живыми воплощениями, носителей их титулов, их признанных союзников. Но появляется уже и другая тема, которая не нуждается в человеческой поддержке и, возможно, столь же стара, как и сам потлач: люди верят, что покупать надо у богов и что боги умеют возместить стоимость вещей.

Вероятно, нигде эта идея не выражена более типично, чем у тораджей с острова Целебес. Очерк о даре мосс рецензия вообще понятие покупки, по-видимому, очень слабо выражено в гражданском и торговом обычае тораджей, понятие покупки у духов и богов, напротив, встречается постоянно.

Касаясь форм обмена, которые мы сейчас опишем, Малиновский отмечает подобные факты на Тробрианских островах. Такой дар оказывает прямое воздействие на дух этого духа.

Очерк о даре мосс рецензия 9535443

Это делает их духов добрыми. Они уносят тень этих ценных вещей в страну мертвых, где соперничают в богатствах, как соперничают живые, вернувшиеся с торжественной кулы. Ван Оссенбрюгген, который является не только теоретиком, но и замечательным наблюдателем, живущим в самом месте наблюдения, обратил внимание на еще одну черту этих институтов. Дары людям и богам преследуют также цель купить мир с теми и с другими. Таким очерк о даре мосс рецензия устраняют злых духов и, тире, дурные влияния, даже неперсонализированные, ибо проклятие человека позволяет завистливым духам проникнуть в вас, убить вас, дурным силам — действовать, а проступки против людей ставят несчастного виновного лицом к лицу со зловещими духами и вещам.

Таким образом ван Оссенбрюгген интерпретирует, в частности, разбрасывание денег свадебным кортежем в Китае и даже плату за невесту. Это интересная мысль, на основе которой выстраивается целая цепь фактов.

Мы видим, что из этого может получиться набросок теории и истории договорного жертвоприношения. Он лишь выступает против маржиналистского образа человека, хомо экономикуса.

Необходимо отметить, что труд Мосса не носит завершенного характера, и это отразилось в недостаточной целостности произведения.

8982661

Автор рассматривал его как часть будущего, более обширного труда. Видимо, не случайно свое исследование он назвал очерком. Мосс отмечает ограниченную применимость многих правовых и экономических понятий для анализа архаического общества.

Касаясь же недостатков теории Мосса, можно выделить абсолютизацию роли обмена и отсутствие анализа того, что не подлежит обмену. Это одно из важнейших критических замечаний, высказанных М.

Скрытые категории: Википедия:Статьи с разделами без ссылок на источники с января года Википедия:Статьи без источников тип: письменное произведение. В связи с анализом этой проблемы французский антрополог выдвигает положение о необходимости гуманизации права развитых стран и образа жизни в современных культурах в целом. Если собственность убивают, то это поэтому, что у нее есть жизнь. Они имеет следующую неэкономическую!

Он рецензия раскрыть роль магии и соответственно ее силы в обмене даров и объяснял движение даров боязнью нарушить традицию, потерять удачу, силу и т. В определенном смысле Мосс следовал идеям Малиновского. Неявно здесь содержатся две точки зрения. Многие аспекты жизни людей как в современном, так и в традиционном обществе пронизаны символически-метафорическим отношением к окружающему, в том числе в виде одушевления неодушевленного.

Народное сознание, психология народов немыслима без такого рода анимизма аниматизмабез фантазий и сказок. Основная проблема, обсуждаемая в тексте: Разрешение противоречия: обмен дарами не имеет экономической выгоды, однако активно совершается. Цели: Поиск функции и смысла, которые выполняются обменом дарами Выяснение того, является ли обмен дарами добровольным или фактически обязательным действием Это относится также к критике западных представлений об этикете, когда обмен подарками считается делом добровольным Поиск юридической и экономической нормы, обеспечивающих обмен даре мосс Поиск силы в вещи, обеспечивающий подобный характер обмена дарами Решение проблемы, предлагаемое автором: Обмен дарами и потлач сжигание и уничтожение собственных вещей не приносят экономического выигрыша участвующим в нем сторонам.

Они имеет следующую неэкономическую! Тонга — недвижимое имущество женское Олоа — движимое имущество мужскоепреимущественно инструменты. Таонга и Хау Таонга — личная собственность, передаваемая в очерк. Хау — дух вещи, то есть дух таонга. Территория: Новая Очерк о даре мосс рецензия. Кулу следует отличать от гимали — простого обмена экономическими товарами Кула осуществляется во время морских путешествий и занятий коммерцией.

Очерк о даре мосс рецензия 2814

Подарок богам и милостыня Цель даров богам: купить мир, обезопасить себя от проклятий и несчастий Милостыня Цель милостыни: обеспечить себя от гнева богов, так как боги мстят за бедных из-за излишков счастья у.

Кредит, рассрочка и честь. Территория: северо-запад Америки и Британская Колумбия Система подарков — кредит — сближение сроков возмещения подарков — заем Понятие чести: поддержание индивидуального престижа вождя — нужно превратить в должников тех, кто сделал вас должниками.

Краткий реферат на тему францияРеферат по теме воля и эмоции
Державний земельний кадастр рефератУравнение движения тела переменной массы реферат

Три очерк о даре мосс рецензия Обязанность давать. Потерять престиж значит потерять душу. Основные выводы работы: В исследуемых обществах происходит постоянный обмен духовного вещества между кланами, заключенный в вещах и людях. В своем произведении Марсель Мосс приводит подробное описание практик взаимного обмена подарками, характерных для каждого из этих народов, а затем выделяет те характеристики, которые несмотря на некоторые расхождения, все же присущи каждой из этих практик.

Из разрозненных доказательств он выстраивает модель человеческого общества, основанную на коллективной в противоположность индивидуальной практикой обмена. При этом автор опровергает английские либеральные теории, такие как, например утилитаризмв связи с тем, что, по его мнению, понятие обмена в них искажено.

Мосс приходит к выводу о том, что программы социального обеспечения в состоянии восстановить некоторые моральные аспекты практики преподнесения дара в современных рыночных экономиках. Многие сегодня рассматривают работу Мосса в качестве руководства к тому, как преподнесение даров может улучшить образ жизни в целом.